История формирования течения
Аштанга йога виньяса (перевод на англ. - ashtanga yoga vinyasa) впервые упоминается в Риг-Веде, которая датируется 8000 г. до н.э., и Яджур-Веде. В них объясняется, как правильно двигаться и дышать во время занятия, и подробно описаны физический и духовный эффект от упражнений. «Аруна Мантра» из Яджур-Веды и «Маха Саура Мантра» из Риг-Веды устанавливают счет Виньяс для Сурья Намаскар А и Б, и этот порядок из сурий соблюдается по сей день.
Основателем современной школы аштанга йоги стал Паттабхи Джойс (1915-2009). Он превратил это направление йоги из древнего учения или лечебной гимнастики в целую науку, которая изучается в индийском институте в Майсуре. Дело Паттабхи превратилось в семейное, его последователем стал внук - Шарат Рангасвами. Аштанга йога имеет много общего с хатха йогой и схвастха йогой, но все-таки отличается от них.
Суть направления
Одна из главных идей аштанга йоги – стремление ученика к максимальному развитию своих физических способностей и воли. Начинающий должен не приспосабливать упражнения под свои слабости и несовершенства, а стараться преодолеть барьеры, открыть новые возможности. В этом ему помогут 8 звеньев аштанга йоги:
- яма (взаимоотношения с внешним миром);
- нияма (внутренняя дисциплина);
- асана (позы);
- пранаяма (контроль дыхания);
- пратьяхара (контроль чувств);
- дхарана (концентрация);
- дхьяна (медитация);
- самадхи (самоосознание).
В этом направлении йоги используются определенные понятия, которые должны знать все ученики: виньясы, бандхи, дришти и тристхана. Виньясы представляют собой особые связки между асанами. Чтобы сохранить состояние глубокой концентрации, нужно выполнять определенные движения и применять технику дыхания. Каждая асана предполагает минимальное количество виньяс, которое варьируется от 5 до 8. Это условие обязательно нужно выдерживать. Виньясы приносят большую пользу: они улучшают кровоток, способствуют очищению организма, усиливают питание тканей и суставов.
Благодаря таким переходам позы йоги становятся комфортными, продуктивными и безболезненными.
Бандхи – это мышечные и энергетические замки, которые помогают сохранять энергию. Для этого ученик должен определенным образом сокращать глубокие мышцы и удерживать их тонус. Основной замок - мула-бандха - вовлекает в процесс мышцы тазового дна. Еще один важный замок - уддияна-бандха – представляет собой легкое, но постоянное напряжение низа живота, которое происходит без задержки дыхания. Их отличие в том, что они призваны формировать внутренний огонь и запечатывать энергию в теле практикующего.
Дришти применяется для концентрирования внимания на носу, большом пальце, ладони, по направлению взгляда и на других целях. Каждая дришти, которых всего насчитывается 9, относится к определенной виньясе. Тристхана – особое состояние, которое включает в себя тройное очищения: тела, нервной системы и ума. Чтобы достичь тристханы, нужно непрерывно контролировать позу, дыхание и взгляд.
Ступени аштанга йоги
Все 8 ступеней аштанга йоги – это в своем роде руководство по полноценной и счастливой жизни. Данное учение включает в себя нравственные и этические предписания, мудрые наставления о том, как поддерживать свое физическое и психическое здоровье.
Выполняя их, человек открывает новые духовные грани.
Первые четыре ступени – совершенствование личности практикующего, обретение им контроля над телом. После такой мощной подготовки ученик обретает знания о своих чувствах и может достичь высшего состояния сознания.
Начальная ступень – яма - этические нормы поведения, которые упорядочивают взаимоотношения с людьми. Они учат нравственности и порядочности. Существует 5 ям:
- Апариграха (отрицание стяжательства);
- Брахмачарья (название переводится как «воздержание»);
- Астейя (запрет на воровство);
- Сатья (стремление к правдивости);
- Ахимса (отрицание насилия).
Следующая ступень аштанга йоги – нияма – уделяет большое внимание самодисциплине и духовной сфере в общем. Она предписывает регулярно посещать храмы, заниматься медитацией и проводить время в созерцательных прогулках. Есть 5 ниям: Ишвара Пранидхана, что означает «сдача на божью милость», Свадхьяя, которая посвящается исследованию собственной сущности и священных рукописей, Тапас, поощряющая религиозное рвение, Самтоша, означающая удовлетворенность, Шауча – чистота.
От ниямы практикующие переходят к асанам. Асаны – это статические позы йоги, которые помогают человеку быть физически здоровым, более выносливым, дисциплинированным.
Четвертая ступень – пранаяма. На ней большое внимание уделяется контролю дыхания. Она состоит из системы дыхательных техник, которые помогают связывать тело и эмоции, способствуют омоложению организма и продлению жизни. Пранаяма применяется и как часть занятия, так и как отдельная техника.
Пятая ступень аштанга йоги – пратьяхара. Ее цель – отвлечение чувств от внешнего мира. Ученик должен обратить сознание вглубь себя и, что еще сложнее, сохранять это состояние внутренней концентрации, не отвлекаясь на внешние раздражители. Эта ступень помогает пересмотреть внутренние установки и изменить жизнь.
Шестая ступень – дхарана – непосредственно концентрация. На ней учение может взять верх над своим сознанием и абстрагироваться от окружения. Для этого нужно научиться замедлять мыслительный процесс, сосредотачиваться на ментальном объекте.
Дхьяна - седьмая ступень аштанга йоги. Это непрерывный поток концентрации, медитация. Если на предыдущей ступени ученик направлял свое внимание на определенный объект, во время дхьяны он вовсе ни на чем не фокусирует свой внутренний взгляд. Его ум пребывает в спокойном и безмятежном состоянии и перестает генерировать новые мысли.
Самадхи – завершающая ступень направления. Ее еще называют стадией блаженства. Предполагается, что во время самадхи практикующий и объект, на который он медитирует, сливаются в одно целое. Последний этап помогает преодолеть собственные границы, осознать тайную божественную всеобщую взаимосвязь всего живого и ощутить единение с миром.
Серии аштанга йоги
Асаны аштанга йоги - особая последовательность, которая делится на 3 серии в зависимости от вида воздействия на организм. Первая, начальная серия - чикитса. Ее асаны помогают оптимизировать работу тела и избавить его от болезней, лишнего веса. Вторая, промежуточная серия - нади-шодхана - необходима для нормализации работы нервной системы. Третья, продвинутая серия - стхира-бхага. С ее помощью достигается внешняя и внутренняя сила и гармония. Она требует большой силы и гибкости, контроля дыхания и бандх.
Для некоторых практикующих аштанга йога виньяса становится путем во всю жизнь. Другие используют интенсивные упражнения для похудения, продвижения своих физических способностей и повышения уровня спортивной подготовки. В любом случае, как начинающие, так и владеющие практиками на среднем уровне, найдут серию книг с пошаговыми инструкциями для самостоятельного изучения и другую литературу со списком полезных рекомендаций. В интернете можно скачать картинки с полным комплексом упражнений или посмотреть подробный урок. Новичкам в йоге лучше записаться в класс, где они будут осваивать аштанга йогу под руководством продвинутого инструктора.